Мане Геворгян | ''Посторонний'' Камю стал моим ''Незнакомцем''

''У меня создалось впечатление, что все смешивается в бесцветной воде, в которой кружится моя голова,-'' пишет Камю в повести ''Посторнний'', но я не верю, я немного сомневаюсь и хочу героя Камю Мерсо пригласить, например, в чайную на конце одной из улиц Праги, и выключить диктофон, просто поговорить и забыть. Не верю, что его голова кружилась, что после такой неопределенности и отвлеченности его голова может еще кружится, что мог отличить цвет от бесцветности, к тому же, цвет этой прозрачной мутной воды.   

Говорить о Мерсо и не обратиться к названию рассказа невозомжно. Посторонний, странный?... может Камю хотел назвать ''Посторонний'', но другие герои повести потребовали учесть их версию, ''Странный''. Не знаю, не уверена как называется повесть, но обе версии приемлемы. Мерсо посторонний? Посторонний для боли, смерти, убийства, женитьбы, одиночества? А если просто безразличен или ''я не чувствую так, как чувствуете вы''. Странный? К кому или чему? После этой повести аккуратно и осторожно использую слово ''странный''. Сложно кого-либо или что-либо назвать странным, когда даже не представляешь полностью значения этого слова. Например, я плохо представляю, потому что не знаю его антонима, не знаю отсутствие или наличие чего подчеркивает это слово. Слово ''странный''- точно не антоним ''обыкновенного''.  В толковых словарях перед словом странный написано ''понимай, как хочешь, слово не истолковывается''.

Мерсо признается: ''Когда нечего сказать, я молчу''. Вот сейчас почти понимаю: вот что дает повод считаться странным. Молчать, не предаваться чувствам, в эмоциональнем поле быть уравновешенным или просто многое не взвешивать. Прийти на похороны матери и выпивать, спать, не волноваться, на следующий день пойти в кинотеатр, встречаться с девушкой, принять предложение пожениться, даже не поняв, любишь или нет, убить человека из- за погоды, из-за солнца? На самом деле за какое преступление судили Мерсо, когда забыли об убийстве  и обвиняли в бесчувственности։ Камю вмешивается и пишет ''это глупо, поскольку они  искали не смешное, а преступление. Однако разница небольшая''. Интересно, когда была создана та система ценностей, согласно которой мы должны жить, та сфера чувств, в которой нужно чувствовать и высказываться, те принципы, которым должно следовать. И сейчас  я вспоминаю настолько нераскрытую мною и настолько из другого мира очутившуюся во мне мысль японского писателя Кобо Абе: ''Когда монстр начинает, например, разбивать тарелки, то обычно это приписывают инстинкту разрушения. А иногда наоборот''. Объяснение нужно искать в хрупкости тарелок. Значит, пока в мире существует то, над чем возможно применить насилие, что можно сломать, разбить, сжечь, пустить кровь, задушить, монстру ничего другого не остается, как неуклонно совершать насилие. Монстр, сам по себе не что иное, как изобретение для его жертв. Изобретением жертв являются также те ''моральные принципы'' которые готовы разбить ''нежные'' человеческие души. Когда человек теряет одно из своих ''Я'' и не готов обвинять себя, что был невнимателен или зажмурил глаза сильнее предусмотренного, находит отговорки (никогда причины), основываясь на так и неподписанном междушевным документе ''Правильная система ценности человека''. Судебный процесс реального убийства, основанный на убитых чувствах. Хотя, как я осмеливаюсь сказать, убитый, когда у него нет даже свидетельства о рождении. Реальные факты ничто перед различиями в мировосприятии, обусловленными удаленностью миров и климатическими условиями: в одном мире идет снег, и люди согреваются снаружи, а в другом-дождь и люди проплывают по рекам и океанам на зонтиках-корабликах.

После знакомства с ''Посторонним'', с ''Странным'' или мужчиной под условным именем Мерсо, я почувствовала вечность незнакомства и все прогулки и кофепития, связывающие незнакомых.

Не всегда чувствуешь отчужденность к незнакомцу, не всегда осмеливаешься назвать незнакомца странным, каждое приглашение на чай не делает незнакомца более узнаваемым: в моей памяти я называю повесть ''Незнакомец'' и приглашаю Мерсо посидеть, например, на одной из крыш Праги и поискать цвета, делающие сходство крыш особенными.

 

Перевод Сирануш Асатрян

http://granish.org/kamyui-otary-dardzav/ 

Write a comment

Comments: 0